Воробьева-Стебельская (Маревна) Мария Брониславовна (1892 – 1984)
Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская (1892–1984), известная как Маревна – русская художница и мемуаристка польского происхождения, чье творчество принадлежит к так называемой «парижской школе». Это условное название объединяет интернациональный круг художников нескольких поколений, работавших в Париже в начале ХХ века. Маревна – возможно, единственный представитель так называемой «парижской школы», кому удалось сохранить ее традиции вплоть до 80-х годов ХХ века. Творческая молодость художницы прошла в окружении имен, составивших славу новейшего искусства, она работала рядом с Модильяни, Сутиным, Риверой, Пикассо, Шагалом. Шесть лет она делила жизнь с известным уже тогда мексиканским художником Диего Риверой (позднее он женился на легендарной Фриде Кало). Под влиянием находившегося в зените своей славы Риверы Маревна обратилась к кубизму. Пристрастие к кубистическим формам и выраженной геометрической линии она сохранила на протяжении всей творческой жизни, позднее обогатив свою манеру элементами пуантилизма. В пуантилизме художница видела близость к византийским мозаикам, фрескам и коврам, виденным ею в детстве на Кавказе. «Пейзаж в Провансе» 1946 года относится к зрелому периоду творчества художницы, когда окончательно сложилась ее легко узнаваемая живописная манера. Искусство Маревны только сейчас обретает известность и репутацию, соответствующие его масштабу, в России ретроспектива работ художницы была представлена в Третьяковской галерее в 2004 году.