Теодор Руссо (1812 – 1867)
С именем Теодора Руссо (1812–1867) и других художников, работавших в Барбизоне, связан расцвет французского пейзажа. Опираясь на традиции голландских живописцев XVII века, эти мастера создали взамен условных, идеализированных и лишенных национального свое- образия ландшафтов новый тип пейзажа, простой и вместе с тем поэтичный. Барбизонцы вдумчиво изучали жизнь природы, находя идеал в ее скромной красоте. Они стремились правдиво передать колорит, световоздушную среду, а для этого вышли на пленэр, что для их времени было весьма необычным шагом. Они открыли красоту сельской Франции — кра- соту благожелательной к человеку природы. Руссо много путешествовал по Франции, он хотел, по его словам, «сделаться художником своей страны». Первой картиной, принесшей ему известность, был «Вид в окрестностях Гранвиля» (1833, ныне хранится в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Художник сумел увидеть поэзию в самом обыденном пейзажном мотиве, изобразив размытую дорогу, редкий кустарник, фигурки людей, идущих по своим делам. Придавая композиции большое значение, Руссо вместо характерных для классического пейзажа кулис оставляет пространс- тво переднего плана открытым; часто на нем изображены дорога или тропинка, уводящая в глубину и словно приглашающая зрителя мысленно войти в картину. Руссо ввёл понятие «интимного пейзажа», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло. «Если бы я был королем, — говорил художник, — я внес бы поэзию в жизнь нации, я поднял бы низшие классы, отупевшие, изуродованные нищетой, и, восстановив красоту человека, я вер- нул бы ему естественное окружение — пейзаж и небо».