Смирнов-Русецкий Борис Алексеевич (1905 – 1993)
Творчество Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905–1993)продолжает и развивает романтические традиции, заложенные школой Архипа Куинджи. Борис Смирнов-Русецкий очень рано он оказался в атмосфере, благоприятной для развития эстетических задатков. Его ранняя юность прошла в Кусково, архитектурный ансамбль этой усадьбы исподволь закреплял в юном художнике его природную склонность к гармонии. Огромное значение для будущего мастера имело общение с родным дядей, известным искусствоведом А. П. Ивановым. Благодаря его влиянию Смирнов-Русецкий еще на пороге юности ощутил всю значительность творчества Н. К. Рериха, великий художник стал для него не только маяком в искусстве, но и высшим нравственным авторитетам. В течение всей жизни Смирнов-усецкий служение искусству совмещает с исследовательской деятельностью ученого. Окончив в 1926 году инженерноэкономический институт, он посвящает себя изучению кристаллической структуры металлов. В гармонии кристаллических структур художнику-ученому открывается красота Космоса. Результатом его научных студий стала диссертация, защищенная им в 1956 году. Борис Смирнов-Русецкий – один из самых ярких участников группу «Амаравелла», существовавшей в 1924-1930 годах. Художников и ученых, объединившихся в эту группу, сближало чувство гармонии Космоса: именно в этом ощущении конвертируют язык образов и язык формул. Творчество «Амаравеллы» заинтересовала самого Николая Рериха. Во время посещения России в 1926 году великий художник неоднократно встречался со Смирновым–Русецким, беседы с ним ознаменовали новый поворот в духовной эволюции молодого живописца.