Ротанов Николай Михайлович (1940 – 2010)
Николая Ротанова безусловно можно причислить к наследникам исторического авангарда. Черпая сюжеты в повседневной жизни, мас- тер ставил себе сложные формальные задачи, в решении которых прибегал к широкому спектру технических приемов и стилистических направлений. Окончив в 1966 году Художественно-графический факультет МГПИ, молодой художник стал перед выбором – иллюстрировать книги и жур- налы «как все» или же погрузиться в творческий поиск. Не каждому в те горы хватало смелости не принять насаждаемые принципы социалисти- ческого реализма. В своём раннем творчестве Николай Михайлович Ротанов пошел по пути русского символизма, стремясь наполнить его новым содержани- ем. Уже в его ранних произведениях, таких как «Сказка» и «Стадион», можно увидеть влияние «Голубой розы». В дальнейшем, постижение мастеров раннего русского авангарда, поиски «чистого цвета», работа пятнами, вариациями цвета, а также углубленное изучение искусства Африки и Дальнего Востока неизбеж- но подготовили поворот в творчестве Ротанова к абстрактным компози- циям. Разрабатываемая им долгие годы художественная система осно- вывается на единстве языка абстрактной живописи и чистой поэзии. Графические композиции, образы которых возникают и прорастают из продуманной авторской компоновки цвета и линии, резонируют с пост- роением звукоритмов в поэзии Д. Бурлюка, А. Крученых, Г. Айги. После того как мастер оформил ряд самиздатовских сборников «левой» поэзии, его работы перестали принимать на официальные выставки. Прокормить семью позволяла лишь работа в Заочном Народном университете искусств и в изостудии ДК Московского Энергетического института. Вновь обрести хотя бы ограниченный круг зрителей художник смог в середине 1980-х в рамках краткосрочных творческих показов экспериментальных работ членов МОСХа, где в числе прочих демонстрировались произведения московских нонкон- формистов Э. Булатова, И. Чуйкова, Г. Брускина, Л. Пурыгина. Важной вехой своего пути Ротанов считает выставку «Научно- технический прогресс и искусство» (Москва, ЦДХ, 1986), где он был представлен в одном ряду с классиками авангарда – В. Татлиным, А. Древиным, А. Экстер, А. Тышлером, А. Родченко и др. – и с такими современниками, как Ю. Злотников и Д. Плавинский. С этого момента Ротанов регулярно участвовал в групповых выставках, в том числе за рубежом. Именно там сегодня находится обширный пласт его творчест- ва. Первым коллекционером работ Ротанова стал Георгий Костаки, однако в постсоветские годы немало произведений, которые сам автор считал лучшими, «ушли» за границу, и нынешняя их судьба неизвестна.