Поленов Василий Дмитриевич (1844 – 1927)

русский живописец, действительный член петербургской АХ (1893), народный художник РСФСР (1926). Сын Д. В. Поленова. Учился у П. П. Чистякова и в петербургской АХ (1863-71). Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872-76). Участвовал в сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877-78) войнах как художник-корреспондент. С 1878 - передвижник. За границей исполнил ряд картин в духе салонного академизма на темы из западно-европейской истории ("Право господина", 1874, Третьяковская галерее); в то же время много работал на пленэре. С конца 1870-х гг. большое место в творчестве Поленова занимает пейзаж. Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, Поленов передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной завершённостью и чёткостью рисунка ("Московский дворик", 1878; "Бабушкин сад", 1878; "Заросший пруд", 1879; все - в Третьяковской галерее). Разрабатываемые Поленовым принципы (привнесение в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельные художественные произведения) имели большое значение для дальнейшего развития русской пейзажной живописи. Этюды, выполненные Поленовым на Ближнем Востоке и в Греции (1881-82), послужили материалом к картине "Христос и грешница" (1886-87, Русский музей, Ленинград), попытке разрешить нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном - обновить живописную систему академизма. Большую убедительность тяготение Поленова к гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и исполнению картине "Больная" (1886, Третьяковская галерея). Продолжая в дальнейшем обращаться к евангельским сюжетам, Поленов чаще всего придавал им жанровую или пейзажную окраску. Для пейзажей Поленов, посвященных родной природе, с середины 1880-х гг. характерны нарастание эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма, свободная манера письма ("Золотая осень", 1893, Музей-усадьба им. В. Д. Поленова, Поленово). Начиная с 1870-х гг. Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи, в которую внёс новые живописно-образные приёмы. С 1873 оформлял спектакли в доме и позже в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова; в 1910-18 вёл в Москве просветительскую деятельность по организации народного театра. В 1882-95 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики Поленова: И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и др. В 1905 Поленов вместе с В. А. Серовым направил в Совет АХ протест против расстрела рабочих 9 января. В усадьбе Борок (с 1931 - Поленово, Тульская область) Поленова был создан художественный музей (в 1939 передан родственниками Поленова в дар государству).

ПЕЙЗАЖ

1910-e
Холст, картон / масло
13 x 25 см

20 июля 2020, «Аукцион № 116»

МЕНЬШОВО. ЭТЮД

1885
Холст, картон / масло
11 x 17 см

20 июля 2020, «Аукцион № 116»

В ПАРКЕ. ЭСКИЗ ДЕКОРАЦИИ.

1890-e
Бумага / акварель, графитный карандаш
8.4 x 13.8 см

19 мая 2012, «Русское и советское искусство»

ЛЕТНИЙ ПЕЙЗАЖ (ДОРОГА, ПОЛЕ, ПРИГОРОК). ЭСКИЗ ДЕКОРАЦИИ.

1890-e
Бумага / акварель, графитный карандаш
8.4 x 13.7 см

19 мая 2012, «Русское и советское искусство»

АПОСТОЛ ПЁТР. ЭТЮД К КАРТИНЕ «ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА»

1880-e
Картон / масло
19 x 14.7 см

18 июня 2011, «Русское и западноевропейское искусство»

ЭТЮД К КАРТИНЕ

1890-e
Холст, картон / масло
8 x 13.5 см

23 апреля 2011, «Аукцион №100»

ВИД НА РЕКУ

1891
Бумага / карандаш
30 x 21 см

25 ноября 2010, «Русское искусство»

КРЫМ. СУДАК. БУХТА И ГОРА «СОКОЛ»

1912
Холст, картон / масло
13 x 21.5 см

22 мая 2010, «Русское искусство»

В КРЫМУ. ЭТЮД


Холст, картон / масло
14.5 x 20 см

6 февраля 2010, «Русское искусство»

Спасибо!

Теперь Вы всегда будете получать сообщения о готовящихся мероприятиях галереи.