Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942)
На протяжении всей жизни, как до, так и после революции, православие и религиозная филосо- фия являлись для Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942) неиссякаемым источником творческих поисков. В хрупких, нежных по колориту картинах художник воплощает свою мечту о Святой небесной Руси. В 1897 году художник написал картину «Великий постриг», за которую получил звание академика. В своих полотнах «Святая Русь» (1901–1905), «На Руси» (1916) он пытался воплотить идею о христианском пути русского народа. Убежденный поборник возрож- дения религиозной живописи, Нестеров многие годы посвятил созданию церковных фресок в Киеве (Владимирский собор), Санкт-Петербурге (храм Воскресения Христова), Москве (Марфо-Мариинская обитель) и других городах России. За время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Нестеров перенял у своего наставника, Василия Перова, умение сочетать в одном полотне серьезную тему и высокую эмоциональность. Еще одно несомненное свойство художника — талант органично совмещать в единстве настроения человеческую фигуру с русским пейзажем, часто осенним, причем при- рода обыкновенно играет не вспомогательную, а самостоятельную роль, являясь, по сути, само- ценным персонажем произведения. Нестеров создал свой собственный уникальный тип пейзажа. Подобного ему не было до того в русском пейзажном искусстве. Наиболее близки духу Нестерова, пожалуй, только картины Левитана. Художник пишет виды русского севера и родного Южного Урала — в голубоватой дымке, с нежным светом, проникающим сквозь высокие облака. Неброский, лишенный внешней эффектности русский пейзаж в картинах Нестерова исполнен одухотворенности, трепетной грусти; величавая красота природы предполагает высокие духов- ные стремления в людях. «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью», — говорил о себе живописец. По качеству композиции и колорита «Послушник с крестом» стоит в одном ряду с другими выдающимися дореволюционными произведениями художника на религиозную тему: «Пустынник» (1888–1889, ГТГ), «Три старца (Лисичка)» (1914, ГТГ). Появление картин Михаила Нестерова на аукционах всегда становится заметным событием. Весной 2007 года «Видение святому Сергию, отроку» (версия полотна «Видение отроку Варфоломею» из собрания ГТГ) было продано на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке за $4,3 млн.