1888
Холст / масло
26 x 24.8 см
Удостоверяющая надпись на обороте: «Удостоверяю, что данный этюд «Мельница» (26х24,8) принадлежит кисти Левитана и относится к 1870-м годам. Член экспертного совета ГРМ, зав.секцией, ст.научный сотр. музея Т. Перова-Чакова. 5 мая 1960г». На надписи и рядом с ней печати Государственного Русского музея.
Экспертное заключение ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря (А.Р. Киселева, Н.С. Игнатова).
Происхождение: собрание семьи Ю.В. Невзорова, частное собрание, Москва.
Выставки: Левитан (1938), Государственная Третьяковская галерея, Москва (№17), 100 лет ТПХВ (1971), ГТГ, Москва.
Публикации: А.А. Федоров-Давыдов. Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиографии. М., 1966, включена в список произведений, № 219, с. 91.
Левитан – истина, то, что нужно, то, что именно любишь, то, что дороже всего на свете.
А.Н. Бенуа
Небольшой этюд кисти признанного «певца русской природы» Исаака Левитана происходит из известной московской коллекции Юлия Невзорова, в которую был приобретен на посмертной выставке художника. Работа относится к серии левитановских «Мельниц»,
является подготовительным этюдом к произведению, хранящемуся в Третьяковской галерее, и хорошо известна специалистам по выставкам: «Исаак Ильич Левитан» (ГТГ, 1938) и «Сто
лет Товарищества передвижных художественных выставок» (ГТГ, 1971), воспроизведена в фототеке Третьяковской галереи. Художник крайне внимательно и тщательно подходил к натурным этюдам, придавал им большое значение и стремился довести до завершенности.
«Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов, – учил Левитан. В большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало, и если вы по-настоящему, серьезно почувствуете, что вы видели, когда писали этюд, то и на картине отобразится правильное и полное впечатление виденного».
Судя по мотиву изображения, пейзаж написан в Плёсе, на маленькой, быстрой речке Шохонке, где владельцами мельниц было построено немало плотин. В Плёс Левитан ездил трижды: в 1888, 1889 и 1890 годах, с этими местами связаны, возможно, наиболее плодотворные периоды его творчества. Около двухсот работ было создано живописцем непосредственно на натуре или позднее по волжским впечатлениям. Среди них более двадцати картин и множество этюдов, которые, по словам М.В. Нестерова, «послужили основой для настоящей известности И.И. Левитана». Волжская природа и речной простор благотворно влияли на душевное состояние художника. И это сказалось на его творчестве. А.П. Чехов, бывший другом Левитана, увидев пейзажи, привезенные из Плеса, сказал: «Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка».