Ларионов МФ Гончарова НС
Ларионов Михаил Федорович (1881–1964) Живописец, график, театральный художник. Родоначальник русского авангарда, основатель «неопримитивизма» в русском искусстве. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у К.А. Коровина и В.А. Серова. На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал целые живописные серии. Напряженность цвета, богатство живописных фактур отличают такие картины, как `Розовый куст`, `Сад`, `Рыбы при закате` (все 1904). Эти и им подобные произведения пользовались успехом на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, `Мира искусства", на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 г. в Париже. Участник выставок с 1906 г. ("Осенний салон", "Мир искусства", "СРХ" и др). В 1907 г. Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство - русский лубок, ремесленную вывеску и т. п. Этап примитивизма в творчестве художника едва ли не самый плодотворный. Ларионов увлекается так называемой уличной культурой. Появляются его серии `Франты` и `Парикмахеры`. В 1907 г. организатор выставок "Венок-Стефанос" (вместе с Д.Бурлюком) в Петербурге, в 1908 г. организатор и участник выставки "Звено" (Киев), "Золотое руно", в 1909-10- гг. "салона" В.Издебского (Одесса, Киев, Рига, Петербург), в 1910 "Бубновый валет", в 1912-14 организатор выставок объединений "Ослиный хвост" (1912), "Мишень" (1913), "4" (1914). В 1910-11 гг. создал "солдатскую" серию, в 1912 г. стал основателем "лучизма" (вместе с Н.Гончаровой). На выставке `Мишень`, где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Ларионов представил работы из незавершенного цикла `Венеры` и четыре холста `Времена года` (1912), которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом. `Мишень` стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова. В том же 1913 г. Ларионов публикует брошюру `Лучизм`, манифест `Лучисты и будущники`, в которых формулирует теорию нового течения: `Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов. Луч условно изображается на плоскости цветной линией`. В лучизме Ларионова заложены начала абстрактного искусства. С 1915 г. уехал из России, работал с С.Дягилевым. С 1919 г. Ларионов и Гончарова поселились в Париже. Художник продолжал заниматься станковой живописью и графикой, участвовал в выставках, серьезно увлекся коллекционированием. В последние годы жизни много времени уделял литературному труду - писал воспоминания, статьи о русском искусстве и пр. Персональные выставки М.Ларионова были во многих странах мира, Москве и Ленинграде. Гончарова Наталья Сергеевна (1881–1962) Художница русского авангарда. Живописец, книжный график, сценограф. В 1899-1902 годах училась в МУЖВЗ. сначала на скульптурном отделении у Паоло Трубецкого, а затем в классе живописи у Константина Коровина. Вместе с мужем, Михаилом Ларионовым, активно участвовала в организации выставок «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень» и др. Стремилась к демократизации творчества, широко используя «архаичные» приемы и фольклорные мотивы. Еще до революции начала работать как театральный художник в знаменитой антрепризе С. Дягилева. В 1915 году Гончарова вместе со своим мужем Ларионовым перебралась в Париж. Последней её работой считается оформленный в 1957 году фестиваль в Монте-Карло, посвященный 15-летию со дня смерти знаменитого Михаила Фокина, чьи постановки балетов в свое время и помогли раскрыться ей как художнику-сценографу.