Ланской Андрей Михайлович (1902 – 1976)
Художник «русского зарубежья», представитель «Парижской школы», основатель «лирического абстракционизма». Учился в пажеском корпусе в Петербурге, в студии А. Экстер в Киеве. В 1919-м воевал добровольцем в рядах Белой армии и с её частями был эвакуирован в Константинополь. С 1921-го жил в Париже. Посещал Академию Гранд Шомьер, занимался в мастерской С. Судейкина. Был постоянным участником парижских Cалонов: Осеннего, Тюильри, Майского, «Новых реальностей». В 1925-м провёл в галерее H. Bihg первую персональную выставку. С этого же года работы Ланского начинают приобретать известные коллекционеры Л. Зборовский, В. Удэ, Р. Дютильель, Ф. Фенеон. С 1937-го под влиянием Василия Кандинского и Пауля Клее, Ланской начинает отходить от предметного искусства. На персональной выставке 1942 года в галерее Berri-Raspail он показывает свои первые абстрактные работы. В 1944 году Ланской заключает долгосрочный договор с галереей L. Carre, знакомится с Н.В. де Сталем, который стал его ближайшим другом на долгие годы. Благодаря удивительному колориту и ритму его живописных работ художника называют «творцом цвето-света». Помимо живописи, Андрей Ланской создавал коллажи, мозаики, эскизы ковров, иллюстрировал книги. Среди его книжных проектов: «Кортеж» Пьера Лекюира (1959), «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя (не окончен), «Книга бытия» (1966). Спустя 30 лет после смерти художника его искусство наконец-то было показано в России: в 2006 году ретроспективные выставки Ланского прошли в ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственном Русском музее.