Граф Муравьев Владимир Леонидович (1861 – 1940)

Владимир Леонидович Муравьев был сыном герольдмейстера Леонида Михайловича и внуком первого графа Муравьева, получившего свой титул за подав- ление восстания в Польше. Владимир Муравьев отринул блестящие карьерные перспективы ради служения искусству. Он в 1881 году бросил Пажеский корпус и записался вольноприходящим учеником в петербургскую Академию художеств. Не испытывая нужды в средствах, Муравьев вел жизнь гуляки и повесы, ни в чем себе не отказывая. Он с детства обожал охоту и отдавал своему увлечению все свободное от гулянок время. Женился он на Вере Фёдоровне Комиссаржевской, ещё состоя учеником Академии, ещё не получив ни признания, ни более-менее нормального образования. В жене он хотел обрести обыкновенную светскую супругу: красивую, скромную, занимающуюся домом и детьми, пока муж ведет светскую жизнь. Однако Вера Федоровна мыслила свой брак по-иному: она искренне собиралась служить искус- ству в лице мужа, собиралась сопровождать его на этюдах, вдохновлять и совето- вать, а он искренне был убежден, что женщине в искусстве, как и на охоте, не место. Жена упрекала его в том, что он готов ради очередной гулянки бросить незакон- ченную картину, «предать искусство ради праздности» — то, что она ненавидела всю оставшуюся жизнь. Своеобразным итогом расставания с Верой Федоровной стала первая картина Муравьева на выставке. В это же время Муравьев находит себе нового куми- ра — пейзажиста Юлия Клевера. Владимир Муравьёв к тому времени бросил Академию художеств, поскольку считал, что там его ничему не смогут научить, и быстро добился успеха — в том числе и коммерческого — своими пейзажами, в которых сочетал виртуозную тех- нику и новые сюжеты: природа Крайнего Севера, сказочные зимние пейзажи и осо- бенно прославившие автора лесные закаты. Однако граф Муравьев писал не толь- ко закаты «в духе Клевера», но и разработал собственную нишу — сцены охоты, полные романтики и глубокого знания охотничьих премудростей и повадок живот- ных. Недаром его поклонниками были в основном представители дворянской верхушки, так же отдававшие дань этому увлечению, вплоть до царской семьи. Творческая биография Муравьева не знала взлетов и падений, не увлекался он и новомодными течениями. Даже после 1917 года Муравьев продолжал писать тетеревиные тока и медвежьи охоты, лишь сменив подпись с «Графъ Муравьевъ» на просто «Муравьев», да возводя свой род не к укротителю Польши, а к извест- ному декабристу. Во время гражданской войны он оказался в Ростове-на-Дону, где Климент Ворошилов, сам страстный охотник, устроил его художником в красно- армейскую военную часть. В 1922 году он работал в Драматическом театре.

ЛИСЬЯ ОХОТА НА УТОК

1905
Бумага, картон / гуашь
27.5 x 92 см

19 июня 2013, «Русское и советское искусство»

ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ С ЛИСИЦЕЙ. НАЧАЛО XX ВЕКА


Картон / см.техника
37 x 16 см

25 ноября 2010, «Русское искусство»

НА ТЕТЕРЕВИНОМ ТОКУ

1906
Бумага / см.техника
64.5 x 42.7 см

25 ноября 2010, «Русское искусство»