Бурлюк Давид Давидович (1882 – 1967)
Жизнь художника, поэта и критика Давида Давидовича Бурлюка можно рассматривать как образцовую судьбу космополита: он родился под Харьковом, умер в штате Нью-Йорк, успел пожить в Казани, Одессе, Мюнхене, Париже, Москве, затем уехал на Урал, в Башкирию, в Сибирь, на российский Дальний Восток, оттуда – в Японию, и наконец в Америку, где и обосновался, но не прекратил активно путешествовать по свету. Выставки его картин проходили в Германии и Швейцарии, Испании и Австралии, Франции и Италии, в лучших музеях и галереях США и в Гаване. Три представленные в каталоге графических листа авторства Давида Бурлюка были созданы в трех разных частях света: «Бамбук» – в Японии, «Городской перекресток» – в Америке, «Пейзаж с автомоби лем» – во время очередной поездки в Европу в 1957 году. Девизом своего творчества Бурлюк (автор скандальных эпатажных манифестов и такой же «агитатор, горлан, главарь», как его друг В. Маяковский сделал фразу: «Надо ненавидеть формы, существовавшие до нас!». А когда ему говорили про французских кубистов, он отмахивал ся: «Все равно, левее нас с братом никто не напишет». В 1910е живопись и графика Бурлюка стали крайне условными и нарочито дисгармоничны ми. За рубежом писал портреты, натюрморты, пейзажи, городские сцены в манере, близкой примитиву, а также фантастические картины, в которых символика переплеталась с гротеском, – для них характерно сочетание грубого мазка с гладкой живописной поверхностью. Произведения Бурлюка находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, музеях Метрополитен, Уитни в НьюЙорке, Бруклинском, Бостонском художественных музеях и других.
1955
Бумага / тушь, акварель
21 x 29.5 см
12 февраля 2011, «Русское искусство»