Викентий Трофимов (1878-1956). Живопись и графика
Открытие в мире искусства – редкость, соприродная чуду, но самое удивительное в чудесах то, что они случаются. Мы рады представить вам свое чудесное открытие – Викентий Трофимов – новое имя в истории русской живописи.
Говоря строго, художник не был забыт. Он стоял в ряду умеренно известных советских мастеров, из тех, что хорошо представлены в собраниях региональных музеев. Лучше всего Викентия Трофимова до недавнего времени знал узкий круг музейщиков тех городов, где художнику довелось подолгу жить и работать – Воронежа, Омска, Тюмени, Сергиева Посада. Его знали как блестящего преподавателя, талантливого реставратора, изобретательного декоративиста. Незаслуженно забытым оказалось только лучшее из наследия Трофимова – станковая живопись 1920-30-х – самого полноценного, зрелого периода его творчества.
Последние десятилетия ХХ века вернули нам русский авангард и заново открыли имена Ильи Машкова и Аристарха Лентулова, Петра Кончаловского и Роберта Фалька. Начало ХХI века отмечено репатриацией Николя де Сталя, Андрэ Ланского, Николая Тархова, Владимира Баранова-Россинэ и других «русских парижан». Их знают все. Но круг художников лучшего периода отечественного искусства не ограничивается двумя десятками знаменитых имен.
Достижения европейского колоризма и пьянящая свобода парижской школы, импортированные нашими художниками из Франции, определили феноменально высокий уровень русской живописи первой трети ХХ века. Художники того времени были хорошими или очень хорошими.
Это и делает пусть редкими, но возможными открытия, подобные нашему, – когда скромный преподаватель провинциальных художественных училищ оказывается живописцем мирового уровня, способным потягаться с любым из своих именитых коллег. Свидетельство тому – успешная продажа его работы на торгах лондонского аукциона Christie”s весной 2007 года.
Картин Викентия Трофимова сохранилось не много. Тем более драгоценны для нас эти уникальные памятники русского искусства ХХ века.