Путешествие в Среднюю Азию

10 декабря 2005 – 26 мая 2006
Галерея Леонида Шишкина
Москва, Неглинная ул., д. 29

С 10 декабря, в рамках ежегодной выставки-ярмарки «Полвека советского искусства» (ЦДХ, Крымский вал, 10), Галерея Леонида Шишкина демонстрирует некоммерческий проект «Путешествие в Среднюю Азию. Живопись и графика советских художников. 1920-1990-е» - более двухсот работ пятидесяти авторов.
Идея выставки возникла давно: пятнадцать лет назад, в начале своей деятельности московский галерист Леонид Шишкин стал собирать картины, связанные со Средней Азией. Тогда это было не более чем личное пристрастие коллекционера, для которого советский Восток, как и для многих соотечественников, был связан с прекрасными юношескими воспоминаниями.
Яркие краски, тепло, изобилие Востока контрастировали с обыденной скудной российской действительностью. Средняя Азия, входившая в состав СССР, была параллельным, праздничным миром, который в то же время был доступен маловыездному советскому человеку.
Особая свобода художественного языка, яркая выразительность отмечала картины, сделанные художниками в Средней Азии. По словам Леонида Шишкина, трудно было найти мастерскую, в которой не было таких работ. Как правило, все они были отмечены восторженным отношением к Востоку, знакомым и самому коллекционеру.
Постепенно пришло понимание, что среднеазиатская живопись советских художников – это отдельная страница в истории русского искусства, очень важная для понимания путей его развития.
После революции Средняя Азия – самая модная тема советской культуры: эйфория раннего советского интернационализма, стройки века, освобожденная женщина Востока, русский алфавит для всеобщей грамотности.
Для советского изобразительного искусства Средняя Азия парадоксальным образом становится территорией свободы. Чужая культура, которую художникам официально разрешалось изучать и пропагандировать, давала простор для их собственных поисков.
В первом разделе выставки (1920-1930) - экспрессивная графика Юлии Разумовской, несущая на себе отпечаток художественных поисков авангарда 1910-х годов; работы художников, ставших впоследствии хрестоматийными представителями соцреализма: П.Соколова-Скали, Б.Яковлева, С.Рянгиной, П.Радимова, пока не слишком затронутых идеологией; эпический пейзажный цикл художника-панорамиста Н.Котова, сказочный «Восточный базар» Надежды Кашиной.
Художники, тогда еще молодые, переживают опыт каждый своей школы, применяя его на новом месте.
В 1940-е годы, во время Великой Отечественной войны произошел небывалый в истории искусства невольный эксперимент. В восточные республики было эвакуировано практически все советское искусство – художественные институты Москвы и Ленинграда. Под солнцем Средней Азии сформировалось целое поколение советских художников, с которым связано уникальное явление отечественного искусства 1950-х годов, называемое на западе «советским импрессионизмом».
Один из важнейших авторов этого периода - С.Герасимов. Он находился в эвакуации в Самарканде вместе с Московским художественным институтом, ректором которого был в те годы. Большинство художников, представленных в этом разделе выставки - его ученики.
К 1960-1970-м годам Средняя Азия становится еще ближе и понятнее. Восток продолжает оставаться актуальной темой советской культуры, не утрачивая романтического ореола экзотики.
Художники едут в Среднюю Азию по разным причинам. Для кого-то это творческие поездки за свежими пластическими впечатлениями (изысканная, почти монохромная живопись В.Чуловича, яркая ироничная графика М.Скобелева, лирические пейзажи С.Скубко).
Кто-то отправляется за новыми темами для «высокого жанра» советского искусства – историко-революционной картины (эскизы Ю.Тулина «Сжигание паранджи»). Кто-то едет в высокооплачиваемые командировки в колхозы, чтобы писать портреты передовиков и отражать торжественную поступь новой жизни. В портретах Н. Чебакова, несмотря на советский антураж, хлопкоробы-ударники несут на себе архетипические черты азиатских баев – самодовольных властителей жизни.
К концу советской эпохи (1980-1990-е) - из живописи уходит прежняя истовость, ненасытность художников-исследователей, - их побеждает холодноватый интерес к экзотике и декоративности. Художники выглядят «гостями солнечных республик». Альтернативой общей тенденции становится творчество А.Волкова (сына А.Н.Волкова – «самого восточного» из русских художников, великого автора «Гранатовой чайханы»). В его живописи отразилось многообразие связей двух культур, а пластические приемы, унаследованные от отца утверждают непрерывность традиций отечественного искусства.
За последние десятилетия в нашей жизни многое изменилось. Изменилась география – мы привыкли не считать Азию «своей», изменилось искусство, термин «советская живопись» ушел в прошлое.
Выставка «Путешествие в Среднюю Азию» дает уникальную возможность внимательно рассмотреть одну из самых удивительных страниц в истории российского искусства.
 

Боровский Д. Б. (1926 – 2004) КОВРОВЩИЦЫ
Разумовская Ю. В. (1896 – 1987) БУХАРСКИЙ ЕВРЕЙ-ПРОДАВЕЦ КОВРОВ И ВЕЕРОВ НА БАЗАРЕ
Разумовская Ю. В. (1896 – 1987) БУХАРСКИЙ ЕВРЕЙ-КОММЕРСАНТ
Разумовская Ю. В. (1896 – 1987) ДЕВУШКА В ПРАЗДНИЧНОМ НАРЯДЕ. КАЗАХСТАН
Разумовская Ю. В. (1896 – 1987) ВЕЧЕРНЯЯ ЧАЙХАНА. ИЗ СЕРИИ "СТАРАЯ БУХАРА"
Хаимов Я. М. (1914 – 1991) ПОЛДЕНЬ
Белоусов П. П. (1916 – 1989) БАЗАР
Белоусов П. П. (1916 – 1989) АРБА В САМАРКАНДЕ
Белоусов П. П. (1916 – 1989) САМАРКАНД
Белоусов П. П. (1916 – 1989) ЭТЮД ДЕВУШКИ С КУВШИНОМ
Белоусов П. П. (1916 – 1989) ВОСТОЧНАЯ УЛОЧКА
Белоусов П. П. (1916 – 1989) НА БАЗАРЕ. САМАРКАНД
Белоусов П. П. (1916 – 1989) САМАРКАНД. УЛОЧКА
Белоусов П. П. (1916 – 1989) ЗИМОЙ В ЧАЙХАНЕ. САМАРКАНД
Белоусов П. П. (1916 – 1989) ВОСТОЧНАЯ УЛОЧКА
Белоусов П. П. (1916 – 1989) ЭТЮД ВОСТОЧНОЙ ЖЕНЩИНЫ
Белоусов П. П. (1916 – 1989) ВОСТОЧНАЯ СЦЕНКА. ЭТЮД
Белоусов П. П. (1916 – 1989) ВОСТОЧНЫЕ ЭТЮДЫ
Хломов Н. В. (1928 – 1988) КОВРОВЩИЦЫ
Хломов Н. В. (1928 – 1988) СРЕДНЯЯ АЗИЯ. ЭТЮД
Скобелев М. А. (1930 – 2006) НА РЫНКЕ В САМАРКАНДЕ
Скобелев М. А. (1930 – 2006) ПРОДАВЕЦ АРБУЗОВ
Хломов Н. В. (1928 – 1988) НА СТАРОЙ УЛИЦЕ
Боровский Д. Б. (1926 – 2004) АВТОЛАВКА
Боровский Д. Б. (1926 – 2004) ВОДА
Хломов Н. В. (1928 – 1988) БАЙРАМ-АЛИ
Левинсон Н. М. (1915 – 2000) В ЧАЙХАНЕ
Левинсон Н. М. (1915 – 2000) ЖЕНЩИНА У ОКНА
Левинсон Н. М. (1915 – 2000) ДЕВУШКА С КУВШИНОМ
Скобелев М. А. (1930 – 2006) БУХАРА. НА БАЗАРЕ
Скобелев М. А. (1930 – 2006) МЕДНИК В БУХАРЕ
Боровский Д. Б. (1926 – 2004) ТУРКМЕНКА
Левинсон Н. М. (1915 – 2000) ДЕВУШКА В ТЮБЕТЕЙКЕ
Левинсон Н. М. (1915 – 2000) УЗБЕЧКА
Скобелев М. А. (1930 – 2006) ХИВА. ИГРОКИ В ЧАЙХАНЕ
Скобелев М. А. (1930 – 2006) ДЕРВИШИ
Скобелев М. А. (1930 – 2006) БУХАРА. В ЧАЙХАНЕ
Скобелев М. А. (1930 – 2006) ХИВА. КУЗНЕЦ