Николай Смирнов. Вечное возвращение
Николай Николаевич Смирнов (1938, Москва - 2005, там же) - художник уникальный. Искусствовед по образованию, он стал профессионально заниматься живописью в 39 лет, создав новый жанр в искусстве под названием "исторический натюрморт". Как художник он работал сравнительно недолго - чуть более двадцати лет. Его вещи сразу же оказались чрезвычайно востребованными, неимоверно быстро находя своих коллекционеров. Существовала реальная опасность, что своеобразный и необыкновенно насыщенный "мир Смирнова" растворится в частных собраниях, став недоступным в своей художественной цельности. Благодаря Галерее Леонида Шишкина, и самому Леониду Шишкину, другу художника, эта выставка состоялась.
Николай Смирнов воспитывался в семье «бывших» дворян, где культурные традиции передавались из поколения в поколение. Старинные книги, журналы, картины, гравюры, миниатюры, заполнявшие комнату коммунальной квартиры на Арбате, - первые детские впечатления, которые впоследствии нашли отражение в его творчестве. Годы занятий в МГУ на отделении истории и теории искусства, работа сначала в ГМИИ, затем в издательстве «Изобразительное искусство» были для него хорошей школой. Занимаясь подготовкой к печати художественных альбомов, он получил возможность изучить запасники Эрмитажа и других музеев страны. Отбирая нужные произведения, пересматривая множество вещей известных художников, он невольно учился у них. Круг его искусствоведческих интересов широк – Ренуар и Гоген, Брейгель и Гольбейн, особенно любимые им мастера раннего итальянского Возрождения и русские художники – Федор Толстой и Виктор Борисов-Мусатов. Его перу принадлежит немало научных статей и книг, но в то же время он не оставлял и занятий живописью. Так азы живописи он постигал еще в подростковые годы, в студенчестве во время работы над дипломом копировал «Красные виноградники. Арль» Ван Гога – «чтобы узнать, как это делается».
В жанре «обманки» Смирнов решил себя попробовать чуть ли не на пари – после посещения с друзьями подмосковной усадьбы Кусково с ее крупнейшей коллекцией живописных «обманок» из собрания графов Шереметевых и особенно под впечатлением замечательных работ обладавшего многими талантами статс-секретаря Екатерины II Григория Теплова (1717-1779). Уже в конце 1970-х его работы стали появляться на московских выставках (Смирнов с 1977-го - член профсоюза художников-графиков на Малой Грузинской улице), и успех их был ошеломляющим. Коллекционеры едва ли не выстраивались в очередь за его картинами, что объяснялось, в частности, особенностью их написания – каждая картина требовала огромных затрат времени и труда. Художник писал за год не больше двух работ, а некоторые произведения создавались полтора-два года… Технический процесс «натюрмортов» схож с иконописным: их основу составляет дерево, на которое наклеивается холст, покрытый левкасом. Конечное изображение создается темперой посредством кропотливой проработки поверхности тонкими кисточками.
Смирнов мировое признание получил скорее за рубежом (участие в престижнейших выставках в Базеле, Дюссельдорфе, Токио, Париже, золотая медаль в Японии за лучшую картину года, высшие оценки в международных рейтингах художников, продажи по рекордным ценам на знаменитых аукционах), чем на родине, хотя основная тема его творчества – это история российской культуры, отраженная через изображение вещей ушедших эпох. Реально не принадлежа ни андеграунду, ни официальному искусству, он был художником «сам по себе», находясь в опосредованном диалоге с самыми разными направлениями и отдельными художниками, составляющими актуальную линию развития современного искусства в русле визуальной драматургии.
Среди представленных на выставке - ранние работы художника («Пушкинские страницы», «Воспоминания о Павловске»), работы 1990-х («Воспоминание об Александре Вертинском», «Ромео и Джульетта», «Памяти Михаила Кутузова»), из серий последних лет жизни и творчества Смирнова – «Семейные реликвии», «Провинциальная жизнь кота Арчибальда», «Великие эпохи» и, в частности, последняя работа художника, мощный аккорд его «большого стиля» - «Царская охота», звучит по сей день как отклик на идею о возрождении российской державности.