Николай Смирнов. Вечное возвращение

22 апреля 2010 – 7 июня 2010
Строгановский Дворец. Русский музей

Николай Николаевич Смирнов (1938, Москва - 2005, там же) - художник уникальный. Искусствовед по образованию, он стал профессионально заниматься живописью в 39 лет, создав новый жанр в искусстве под названием "исторический натюрморт". Как художник он работал сравнительно недолго - чуть более двадцати лет. Его вещи сразу же оказались чрезвычайно востребованными, неимоверно быстро находя своих коллекционеров. Существовала реальная опасность, что своеобразный и необыкновенно насыщенный "мир Смирнова" растворится в частных собраниях, став недоступным в своей художественной цельности. Благодаря Галерее Леонида Шишкина, и самому Леониду Шишкину, другу художника, эта выставка состоялась.

Николай Смирнов воспитывался в семье «бывших» дворян, где культурные традиции передавались из поколения в поколение. Старинные книги, журналы, картины, гравюры, миниатюры, заполнявшие комнату коммунальной квартиры на Арбате, - первые детские впечатления, которые впоследствии нашли отражение в его творчестве. Годы занятий в МГУ на отделении истории и теории искусства, работа сначала в ГМИИ, затем в издательстве «Изобразительное искусство» были для него хорошей школой. Занимаясь подготовкой к печати художественных альбомов, он получил возможность изучить запасники Эрмитажа и других музеев страны. Отбирая нужные произведения, пересматривая множество вещей известных художников, он невольно учился у них. Круг его искусствоведческих интересов широк – Ренуар и Гоген, Брейгель и Гольбейн, особенно любимые им мастера раннего итальянского Возрождения и русские художники – Федор Толстой и Виктор Борисов-Мусатов. Его перу принадлежит немало научных статей и книг, но в то же время он не оставлял и занятий живописью. Так азы живописи он постигал еще в подростковые годы, в студенчестве во время работы над дипломом копировал «Красные виноградники. Арль» Ван Гога – «чтобы узнать, как это делается».

В жанре «обманки» Смирнов решил себя попробовать чуть ли не на пари – после посещения с друзьями подмосковной усадьбы Кусково с ее крупнейшей коллекцией живописных «обманок» из собрания графов Шереметевых и особенно под впечатлением замечательных работ обладавшего многими талантами статс-секретаря Екатерины II Григория Теплова (1717-1779). Уже в конце 1970-х его работы стали появляться на московских выставках (Смирнов с 1977-го - член профсоюза художников-графиков на Малой Грузинской улице), и успех их был ошеломляющим. Коллекционеры едва ли не выстраивались в очередь за его картинами, что объяснялось, в частности, особенностью их написания – каждая картина требовала огромных затрат времени и труда. Художник писал за год не больше двух работ, а некоторые произведения создавались полтора-два года… Технический процесс «натюрмортов» схож с иконописным: их основу составляет дерево, на которое наклеивается холст, покрытый левкасом. Конечное изображение создается темперой посредством кропотливой проработки поверхности тонкими кисточками.

Смирнов мировое признание получил скорее за рубежом (участие в престижнейших выставках в Базеле, Дюссельдорфе, Токио, Париже, золотая медаль в Японии за лучшую картину года, высшие оценки в международных рейтингах художников, продажи по рекордным ценам на знаменитых аукционах), чем на родине, хотя основная тема его творчества – это история российской культуры, отраженная через изображение вещей ушедших эпох. Реально не принадлежа ни андеграунду, ни официальному искусству, он был художником «сам по себе», находясь в опосредованном диалоге с самыми разными направлениями и отдельными художниками, составляющими актуальную линию развития современного искусства в русле визуальной драматургии.

Среди представленных на выставке - ранние работы художника («Пушкинские страницы», «Воспоминания о Павловске»), работы 1990-х («Воспоминание об Александре Вертинском», «Ромео и Джульетта», «Памяти Михаила Кутузова»), из серий последних лет жизни и творчества Смирнова – «Семейные реликвии», «Провинциальная жизнь кота Арчибальда», «Великие эпохи» и, в частности, последняя работа художника, мощный аккорд его «большого стиля» - «Царская охота», звучит по сей день как отклик на идею о возрождении российской державности.
 

ЦАРСКАЯ ОХОТА. 2004-2005
РЕНЕССАНС. ИЗ ЦИКЛА "ВЕЛИКИЕ ЭПОХИ". 2003-2004
ГОТИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА. ИЗ ЦИКЛА "ВЕЛИКИЕ ЭПОХИ"
СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ. 1999-2000
ПАМЯТИ 1812 ГОДА. 1984-1985
КНИГИ
ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ. 1979-1980
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
БАБУШКИНЫ РОМАНСЫ
ТРОФЕИ ВЕСЕЛОГО РОДЖЕРА
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
ЗАЖЖЕННАЯ ЛАМПАДА. 1996-1998
ПУШКИНСКИЕ СТРАНИЦЫ
РОЗОВАЯ КУКЛА
СТАРЫЙ ПЕТЕРБУРГ
РАРИТЕТЫ
БОЛИВИЙСКИЕ МОТИВЫ
ЦВЕТЫ БОЛИВИИ
РАЗБИТАЯ ЛАМПАДА
ЛЮБИТЕЛЬ ПИВА. ИЗ СЕРИИ "ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ КОТА АРЧИБАЛЬДА"
ЧАЕПИТИЕ. ИЗ СЕРИИ "ПРИВИНЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ КОТА АРЧИБАЛЬДА"
ПУШКИНСКАЯ МОСКВА
РАСПЯТИЕ
КУКЛЫ
ПЕТЕРБУРГ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ
ВСПОМИНАЙ О ПАВЛОВСКЕ
ДРЕВНИЕ СТРАНИЦЫ
МОЛЧАНИЕ
ВИВАТ ЦАРЬ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ!
СТАРИННЫЕ ПРЕДМЕТЫ
ВОСПОМИНАНИЕ ОБ АЛЕКСАНДРЕ ВЕРТИНСКОМ
СЕКСТАНТ
СИНЯЯ ПТИЦА
ЦВЕТЫ И КАРТЫ
ЦВЕТЫ
РАСПЯТЫЕ КНИГИ
ЧАСЫ
РОЗЫ