Дмитрий Налбандян. Живопись и графика из частных собраний
Москва, Неглинная ул., д. 29
Галерея Леонида Шишкина представляет выставку, посвященную 100-летию со дня рождения Дмитрия Аркадьевича Налбандяна. Мы рады возможности показать зрителю блестящую коллекцию работ самого знаменитого советского художника.
Столетие – самый интересный юбилей. До него обычно не доживает виновник торжества, но празднуют его люди, хорошо помнящие юбиляра. Это «час Х» - истинное время перехода художника из современности в вечность – честь, которая выпадает далеко не всем. Налбандяну повезло. В вечность он въезжает по гладкой дороге. Его полотна не пришлось вытаскивать из пыльного чердачного хлама, они в основном, хранятся в музеях и престижных коллекциях. Не успели истрепаться его альбомы и монографии. Все рады вспомнить Дмитрия Налбандяна, хотя, надо признать, его никто и не забывал.
От юного Володи Ульянова, до престарелого Леонида Ильича Брежнева, обремененного пятью звездами Героя Советского Союза – все лидеры многострадального СССР нашли отражение в творчестве этого самого официального советского художника. Таким его и знает большинство любителей живописи – первая кисть Политбюро, придворный художник, певец КПСС. Среднему поколению хорошо помнятся заключительные залы старой Третьяковки, увешанные полотнами Налбандяна на сюжеты «этапов большого пути». Но сейчас все шире раскрывается завеса над другим, неофициальным Налбандяном.
Официальный и неофициальный Налбандян – два разных художника. Кто из них настоящий? Русский импрессионист коровинского толка, глядящий на мир через призму южного темперамента - фейерверки букетов, радостно-изобильные натюрморты, подмосковные просторы, колдовские весенние леса, солнечные портреты людей, интересных ему как художнику?
Или это автор бесконечной летописи «свершений» и «дерзаний» правящей партии большевиков и ее отдельных представителей?
Безусловно, и тот и другой художники - одно лицо. Просто прославление КПСС – это работа, а натюрморты и пейзажи – это отдых, жизнерадостная песнь свободного творчества.
Неофициальные работы Налбандяна сделаны без усилий и умозрительности. В них школа и традиции проявляются автоматически – это пластическая основа свободы.
Официальные картины сделаны на совесть. Великолепное художественное чутье позволяет Налбандяну подбирать к каждой эпохе свое пластической решение. Лениниана – это энциклопедия «высоких стилей» изобразительного искусства – от ночных сцен в Смольном, сделанных в духе Рембрандта, до многонаселенных композиций из серии «Ленин и народ», сделанных в лучших традициях русского репинско-суриковского реализма. Сталинская эпоха – гладкий, ясный академизм предельно наглядный и убедительный в своей оперно-героической, китчевой эстетике. Хрущевская оттепель – неброское демократическое искусство передвижников. Брежневское время – живописные комиксы о похождениях картонного героя ватной эпохи.Налбандян служил власти. Он выполнял почетный и хорошо оплачиваемый заказ, а в свободное время работал так, как ему хотелось.
Леонид Шишкин обладает самым большим собранием работ Налбандяна в Москве. В последние годы жизни художника с 1988 по 1993 годы галерист тесно общался с патриархом соцреализма. Помогал разбирать архивы, приобретал работы, просто разговаривал со старым одиноким художником, пережившим к тому времени, к сожалению не только вождей, но и своих родных.