ENGLISH




Николай Смирнов. Вечное возвращение

22.04.2010 — 07.06.2010
Строгановский Дворец. Русский музей ()
Открытие в 10:00

Николай Николаевич Смирнов (1938, Москва - 2005, там же) - художник уникальный. Искусствовед по образованию, он стал профессионально заниматься живописью в 39 лет, создав новый жанр в искусстве под названием "исторический натюрморт". Как художник он работал сравнительно недолго - чуть более двадцати лет. Его вещи сразу же оказались чрезвычайно востребованными, неимоверно быстро находя своих коллекционеров. Существовала реальная опасность, что своеобразный и необыкновенно насыщенный "мир Смирнова" растворится в частных собраниях, став недоступным в своей художественной цельности. Благодаря Галерее Леонида Шишкина, и самому Леониду Шишкину, другу художника, эта выставка состоялась.

Николай Смирнов воспитывался в семье «бывших» дворян, где культурные традиции передавались из поколения в поколение. Старинные книги, журналы, картины, гравюры, миниатюры, заполнявшие комнату коммунальной квартиры на Арбате, - первые детские впечатления, которые впоследствии нашли отражение в его творчестве. Годы занятий в МГУ на отделении истории и теории искусства, работа сначала в ГМИИ, затем в издательстве «Изобразительное искусство» были для него хорошей школой. Занимаясь подготовкой к печати художественных альбомов, он получил возможность изучить запасники Эрмитажа и других музеев страны. Отбирая нужные произведения, пересматривая множество вещей известных художников, он невольно учился у них. Круг его искусствоведческих интересов широк – Ренуар и Гоген, Брейгель и Гольбейн, особенно любимые им мастера раннего итальянского Возрождения и русские художники – Федор Толстой и Виктор Борисов-Мусатов. Его перу принадлежит немало научных статей и книг, но в то же время он не оставлял и занятий живописью. Так азы живописи он постигал еще в подростковые годы, в студенчестве во время работы над дипломом копировал «Красные виноградники. Арль» Ван Гога – «чтобы узнать, как это делается».

В жанре «обманки» Смирнов решил себя попробовать чуть ли не на пари – после посещения с друзьями подмосковной усадьбы Кусково с ее крупнейшей коллекцией живописных «обманок» из собрания графов Шереметевых и особенно под впечатлением замечательных работ обладавшего многими талантами статс-секретаря Екатерины II Григория Теплова (1717-1779). Уже в конце 1970-х его работы стали появляться на московских выставках (Смирнов с 1977-го - член профсоюза художников-графиков на Малой Грузинской улице), и успех их был ошеломляющим. Коллекционеры едва ли не выстраивались в очередь за его картинами, что объяснялось, в частности, особенностью их написания – каждая картина требовала огромных затрат времени и труда. Художник писал за год не больше двух работ, а некоторые произведения создавались полтора-два года… Технический процесс «натюрмортов» схож с иконописным: их основу составляет дерево, на которое наклеивается холст, покрытый левкасом. Конечное изображение создается темперой посредством кропотливой проработки поверхности тонкими кисточками.

Смирнов мировое признание получил скорее за рубежом (участие в престижнейших выставках в Базеле, Дюссельдорфе, Токио, Париже, золотая медаль в Японии за лучшую картину года, высшие оценки в международных рейтингах художников, продажи по рекордным ценам на знаменитых аукционах), чем на родине, хотя основная тема его творчества – это история российской культуры, отраженная через изображение вещей ушедших эпох. Реально не принадлежа ни андеграунду, ни официальному искусству, он был художником «сам по себе», находясь в опосредованном диалоге с самыми разными направлениями и отдельными художниками, составляющими актуальную линию развития современного искусства в русле визуальной драматургии.

Среди представленных на выставке - ранние работы художника («Пушкинские страницы», «Воспоминания о Павловске»), работы 1990-х («Воспоминание об Александре Вертинском», «Ромео и Джульетта», «Памяти Михаила Кутузова»), из серий последних лет жизни и творчества Смирнова – «Семейные реликвии», «Провинциальная жизнь кота Арчибальда», «Великие эпохи» и, в частности, последняя работа художника, мощный аккорд его «большого стиля» - «Царская охота», звучит по сей день как отклик на идею о возрождении российской державности.
 

Фотографии на сайте могут не передавать оригинальные цвета и оттенки художественных произведений.


ЦАРСКАЯ ОХОТА. 2004-2005
Дерево, холст, левкас, темпера

РЕНЕССАНС. Из цикла "Великие эпохи". 2003-2004
Дерево, холст, левкас, темпера

ГОТИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА. Из цикла "Великие эпохи"
Дерево, холст, левкас, темпера

СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ. 1999-2000
Дерево, холст, левкас, темпера

ПАМЯТИ 1812 ГОДА. 1984-1985
Дерево, холст, левкас, темпера

КНИГИ
Дерево, холст, левкас, темпера

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ. 1979-1980
Дерево, темпера

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
Дерево, холст, левкас, темпера

БАБУШКИНЫ РОМАНСЫ
Дерево, холст, левкас, темпера

ТРОФЕИ ВЕСЕЛОГО РОДЖЕРА
Дерево, холст, левкас, темпера

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
Дерево, холст, левкас, темпера

ЗАЖЖЕННАЯ ЛАМПАДА. 1996-1998
Дерево, холст, левкас, темпера

ПУШКИНСКИЕ СТРАНИЦЫ
Дерево, темпера

РОЗОВАЯ КУКЛА
Картон / темпера

СТАРЫЙ ПЕТЕРБУРГ
Дерево, темпера

РАРИТЕТЫ
Дерево, темпера

БОЛИВИЙСКИЕ МОТИВЫ
Дерево, холст, левкас, темпера

ЦВЕТЫ БОЛИВИИ
Дерево, холст, левкас, темпера

РАЗБИТАЯ ЛАМПАДА
Дерево, холст, левкас, темпера

ЛЮБИТЕЛЬ ПИВА. Из серии "Провинциальная жизнь кота Арчибальда"
Картон / темпера

ЧАЕПИТИЕ. Из серии "Привинциальная жизнь кота Арчибальда"
Картон / темпера

ПУШКИНСКАЯ МОСКВА
Дерево, темпера

РАСПЯТИЕ
Дерево, холст, левкас, темпера

КУКЛЫ
Дерево, темпера

ПЕТЕРБУРГ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ
Дерево, темпера

ВСПОМИНАЙ О ПАВЛОВСКЕ
Дерево, темпера

ДРЕВНИЕ СТРАНИЦЫ
Дерево, темпера

МОЛЧАНИЕ
Дерево, темпера

ВИВАТ ЦАРЬ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ!
Дерево, темпера

СТАРИННЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Дерево, темпера

ВОСПОМИНАНИЕ ОБ АЛЕКСАНДРЕ ВЕРТИНСКОМ
Дерево, холст, левкас, темпера

СЕКСТАНТ
Дерево, холст, левкас, темпера

СИНЯЯ ПТИЦА
Дерево, темпера

ЦВЕТЫ И КАРТЫ
Дерево, темпера

ЦВЕТЫ
Дерево, темпера

РАСПЯТЫЕ КНИГИ
Дерево, темпера

ЧАСЫ
Дерево, темпера

РОЗЫ
Дерево, холст, левкас, темпера