ENGLISH




Русская живопись и графика

Четверг, 10 февраля в 15:00

Скачать каталог в формате PDF, 16.6 Mb

Фотографии на сайте могут не передавать оригинальные цвета и оттенки художественных произведений.

Герасимов А. М.
(1881–1963)

У МОРЯ


Картон / масло

26 x 54 см
10.24'' x 21.34''



ЛOT 53



Герасимов Александр Михайлович

Одна из ключевых фигур в истории русского искусства советского периода,
Александр Михайлович Герасимов родился в Козлове (ныне Мичуринск) в купе-
ческой семье. Окончил (в 1915) Московское училище живописи, ваяния и зодчес-
тва; среди его наставников были А.Е. Архипов, К.А. Коровин и В.А. Серов. Испытал
большое влияние импрессионизма. Жил и работал в Козлове (1918-1925) и Москве
(с 1925). Был первым президентом Академии художеств СССР (1947-1957).
Народный художник СССР с 1943 года. Дважды лауреат Сталинской премии (1948
и 1949)
Незаурядный талант живописца, жизнерадостная, «сочная» манера пись-
ма — все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице соцреализ-
ма обретало парадный лоск. Его полотна (среди них В.И. Ленин на трибуне, 1929-
1930, Исторический музей, Москва; повторение 1947 в ГТГ; И.В. Сталин
и К.Е. Ворошилов в Кремле, 1938, ГТГ; Гимн Октябрю (торжественное заседание
партийной общественности Москвы), 1942, ГРМ, Сталинская премия 1943;
И.В. Сталин у гроба А.А. Жданова, 1948, ГТГ, Сталинская премия 1949) обычно
создавались бригадным методом, т. е. подмастерьями, сам Герасимов прописывал
лишь живописные детали. На фоне этого непрерывного партийного официоза
Герасимов как бы отводил душу в портретах творческой интеллигенции
Лучшими работами Герасимова в области натюрморта и пейзажа, характерными
большой жизнерадостностью, красочностью, являются: «Степь цветет», 1924,
«Урожай», 1930, «Яблони», 1932, «После дождя», 1935, Третьяковская галерея,
«Розыск», 1937, серия пейзажей «Рожь-матушка», 1946, и др.
«Монастырская роща» — одна из ранних малоизвестных работ Александра
Михайловича. Как и всем лучшим произведения Герасимова этюду присуща яркость
и типичность образов, сила и насыщенность цвета, ясность формы, предметная ося-
заемость, мастерство композиции.
Пейзаж был написан в 1918 году в роще Троицкого Козловского мужского
монастыря, затем находился в доме художника в Козлове-Мичуринске до 1964 года
у сестры автора Александры Михайловны Герасимовой. В 1964 году она подарила
этюд А.В. Платицыну (художник, член СХ СССР). В 1925 году А.М. Герасимов
переехал в Москву, но связь с родным городом не прерывал. Он приезжал сюда
ежегодно, чтобы навестить родителей и сестру, а также для творческой работы.
Последний раз Александр Михайлович был в своём доме в 1961 году,за два года до
смерти.