ENGLISH




Художник и театр

Четверг, 24 марта в 15:00

Скачать каталог в формате PDF, 22.0 Mb

Фотографии на сайте могут не передавать оригинальные цвета и оттенки художественных произведений.

Челищев П. Ф.
(1898–1957)

ПРАЗДНИК. Два эскиза костюмов


Бумага / акварель, гуашь

36 x 26 см
13.98'' x 10.43''

ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Аукцион Sotheby’s, New York, 16 марта 2011, лot 215 ( каталог, стр .113)


ЛOT 105



Челищев Павел Федорович

Русский художник, представитель сюрреализма, сценограф. Родился в имении Дубровка (Калужская губерния) 21 сентября (3 октября) 1898 в семье помещика. В 1918 уехал с семьей в Киев, где занимался в студии А.А.Экстер и новосозданной Украинской академии художеств. Участвовал в праздничном оформлении города при большевиках, исполнил свою первую театральную работу (декорации и костюмы к оперетте Гейша С.Джонса и И.Кариля для театра К.А.Марджанова; 1919), в том же году служил картографом в Белой армии. В 1920 эвакуировался в Константинополь, недолго жил в Софии, где нарисовал обложку первого сборника евразийцев (Исход к Востоку, 1921). В Берлине сотрудничал с балетом «Русский романтический театр» Б.Г.Романова и другими труппами (с 1921), затем обосновался в Париже (1924). В 1934–1939 жил в Нью-Йорке. Вместе с К.Бераром и братьями Е.Г. и Л.Г.Берманами составил группу «неоромантиков» (с 1925), представлявшую умеренное и как бы более эстетское крыло сюрреализма, избегавшее социальных эпатажей в духе А.Бретона и его соратников. Все больше работал для театра, особенно часто оформляя постановки Дж.Баланчина: балеты Скиталец на музыку Ф.Шуберта в «Театре Елисейских полей»,1933; Орфей на музыку К.В.Глюка в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера», 1937; Аполлон Мусагет и Балюстрада И.Ф.Стравинского в театре Колон (Буэнос-Айрес, 1940) и др. Ирреальные цветосветовые эффекты и анаморфозы (т.е. зрительные превращения одного образа в другой), свойственные этим спектаклям, параллельно воплощались и в станковой живописи и графике Челищева, где важное место заняли оккультно-символические мотивы алхимии и астрологии. Итогами его межвоенных поисков стали две большие картины: «Явление» (Феномен, 1936–1938), которую мастер подарил Третьяковской галерее, и «Игра в прятки» (1940–1942, Музей современного искусства, Нью-Йорк); в них поэтапно сформировалась концепция «внутреннего ландшафта», открывающегося сквозь внешнюю поверхность вещей – как бы в «рентгеноскопической» художественной интуиции. Вернувшись в Европу, жил в Италии (с 1949). В поздний период анатомические и пейзажные мотивы его «внутренних ландшафтов» все чаще сменялись абстрактно-«космическими» узорами.