ENGLISH




Аукцион №100

Четверг, 23 апреля в 15:00

Скачать каталог в формате PDF, 11.9 Mb

Фотографии на сайте могут не передавать оригинальные цвета и оттенки художественных произведений.

Левитан И. И.
(1860–1900)

МЕЛЬНИЦА

(1888)
Холст / масло

26 x 25 см
10.24'' x 9.76''

ЛOT 29

Удостоверяющая надпись на обороте: «Удостоверяю, что данный этюд «Мельница» (26х24,8) принадлежит кисти Левитана и относится к 1870-м годам. Член экспертного совета ГРМ, зав.секцией, ст.научный сотр. музея Т. Перова-Чакова. 5 мая 1960г». На надписи и рядом с ней печати Государственного Русского музея.
Экспертное заключение ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря (А.Р. Киселева, Н.С. Игнатова).
Происхождение: собрание семьи Ю.В. Невзорова, частное собрание, Москва.
Выставки: Левитан (1938), Государственная Третьяковская галерея, Москва (№17), 100 лет ТПХВ (1971), ГТГ, Москва.
Публикации: А.А. Федоров-Давыдов. Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиографии. М., 1966, включена в список произведений, № 219, с. 91.

Левитан – истина, то, что нужно, то, что именно любишь, то, что дороже всего на свете.
А.Н. Бенуа

Небольшой этюд кисти признанного «певца русской природы» Исаака Левитана происходит из известной московской коллекции Юлия Невзорова, в которую был приобретен на посмертной выставке художника. Работа относится к серии левитановских «Мельниц»,
является подготовительным этюдом к произведению, хранящемуся в Третьяковской галерее, и хорошо известна специалистам по выставкам: «Исаак Ильич Левитан» (ГТГ, 1938) и «Сто
лет Товарищества передвижных художественных выставок» (ГТГ, 1971), воспроизведена в фототеке Третьяковской галереи. Художник крайне внимательно и тщательно подходил к натурным этюдам, придавал им большое значение и стремился довести до завершенности.
«Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов, – учил Левитан. В большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало, и если вы по-настоящему, серьезно почувствуете, что вы видели, когда писали этюд, то и на картине отобразится правильное и полное впечатление виденного».
Судя по мотиву изображения, пейзаж написан в Плёсе, на маленькой, быстрой речке Шохонке, где владельцами мельниц было построено немало плотин. В Плёс Левитан ездил трижды: в 1888, 1889 и 1890 годах, с этими местами связаны, возможно, наиболее плодотворные периоды его творчества. Около двухсот работ было создано живописцем непосредственно на натуре или позднее по волжским впечатлениям. Среди них более двадцати картин и множество этюдов, которые, по словам М.В. Нестерова, «послужили основой для настоящей известности И.И. Левитана». Волжская природа и речной простор благотворно влияли на душевное состояние художника. И это сказалось на его творчестве. А.П. Чехов, бывший другом Левитана, увидев пейзажи, привезенные из Плеса, сказал: «Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка».


Левитан Исаак Ильич

Русский живописец, мастер реалистического пейзажа. В 1873-1885 гг. учился в МУЖВЗ у В.Д. Поленова и А.К. Саврасова. В конце 80-х гг. посещал рисовальные вечера в доме Поленовых. Был членом «Товарищества передвижников». С 1897 г. член художественного объединения "Мюнхенский Сецессион". Участник выставок журнала "Мир искусства" (1898-1900). С 1898 г. преподавал в МУЖВЗ, где его учениками были П.И. Петровичев, Н.Н. Сапунов и др. В своём творчестве И. Левитан глубоко и поэтично раскрыл своеобразие и многостороннюю красоту русской природы. Создал особый вариант пейзажа - «пейзаж настроения». Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, во многих региональных музеях.