ENGLISH




Русское Искусство

Четверг, 24 июня в 19:30

Скачать каталог в формате PDF, 11.0 Mb

Фотографии на сайте могут не передавать оригинальные цвета и оттенки художественных произведений.

Замирайло В. Д.
(1868–1939)

ОТДЫХ

(1918)
Бумага / карандаш, акварель

25 x 41 см
9.84'' x 16.14''

Инициалы латинскими буквами и дата «ZV 1918» справа внизу. Экспертиза Е.М. Жуковой


ЛOT 42



Замирайло Виктор Дмитриевич

Живописец, график, сценограф.
Учился в Рисовальной школе Н. И. Мурашко в Киеве (1881–1886). В 1883–1889 занимался самостоятельно; пользовался советами М. А. Врубеля.
Жил попеременно в Киеве, Москве, Петербурге (Петрограде, Ленинграде; 1904–1907, с 1914). Работал в области станковой живописи и графики, прикладной графики (сценография, книжная, журнальная графика, экслибрис), монументальной живописи. С 1885 занимался росписью храмов в Киеве, Гусь-Хрустальном, Абастумане; работал помощником Врубеля при реставрации фресок Кирилловской церкви и В. М. Васнецова в выполнении росписей Владимирской церкви (обе в Киеве). В 1910-х был привлечен к росписям Казанского вокзала в Москве.
С 1897 сотрудничал с издательствами Москвы и Петербурга, в 1905–1906 — сатирическими журналами «Жупел», «Адская почта», «Зритель». Работал над оформлением книг «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина (1900), «Мцыри», «Демон» М. Ю. Лермонтова (обе — 1914) и других. После 1917 сотрудничал с Государственным издательством, частными издательствами «Алконост», «Эпоха». Выполнял эскизы обложек и иллюстрации к книгам «Джек — покоритель великанов» К. И. Чуковского (1917 и 1921), «Загадки» В. Ф. Ходасевича (1922), «Как ни в чем не бывало» А. Н. Толстого (1924), «Дон Кихот» М. Сервантеса (1925), «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта (середина 1920-х), «Маленький оборвыш» Дж. Гринвуда (1929).
С 1905 работал как театральный декоратор. В 1908–1921 создал станковую серию рисунков Capricci. Много работал в техниках акварели, сепии, туши.
С 1896 — участник выставок. Член и экспонент Московского общества любителей художеств (1896–1898), Московского товарищества художников (1904–1911), Союза русских художников (1908–1911), «Мира искусства» (1911–1924, с перерывами).
После революции участвовал в выставках «Общины художников» (1922, 1925), группы «Шестнадцать» (1927). Экспонировал свои произведения на 1-й государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде (1919), передвижной выставке русского искусства по США и Канаде (1924–1925; Нью-Йорк, Торонто, Лос-Анджелес), юбилейных выставках «Графическое искусство в СССР. 1917–1927», «Театрально-декорационное искусство. 1917–1927» в Ленинграде (все — 1927), международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге (1927) и других. В начале 1920-х участвовал в деятельности «Дома искусств» в Петрограде.
Преподавал в Высшем институте фотографии и фототехники в Петрограде (1918–1921), ленинградском Вхутеине (1925–1929).
Замирайло — один из ведущих мастеров русского искусства первой трети ХХ века; известен как превосходный рисовальщик и талантливый книжный иллюстратор. На формирование его индивидуального стиля оказали влияние увлечение символизмом (творчеством Врубеля и Г. Доре), свойственное ранним работам, а также близость мастерам объединения «Мир искусства». Характерными чертами произведений Замирайло являются преобладание графического начала над живописным, экспрессия, декоративная выразительность линии и цвета, гротеск, фантастичность образов. В книжной графике развивал мирискуснические принципы оформления, стремясь к органичному сочетанию всех элементов книги (иллюстраций, виньеток, шрифта).
Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие.