ENGLISH




Русское искусство

Четверг, 22 мая в 15:00

Скачать каталог в формате PDF, 9.5 Mb

Фотографии на сайте могут не передавать оригинальные цвета и оттенки художественных произведений.

Судейкин С. Ю.
(1884–1946)

МАТЕРИНСТВО

(1920-e)
Бумага / акварель, гуашь, тушь

21 x 16 см
8.27'' x 6.50''

ЛOT 62

На обороте коллекционная печатка в овале и шифр «Zorin Collection ZC–760» и надпись карандашом: «S.Y. Soudeikine (1884–1946)». Экспертиза Е.М. Жуковой


Судейкин Сергей Юрьевич

Живописец, график, сценограф.
Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у А.Е. Архипова и А.М. Васнецова, затем продолжил обучение в мастерских В.А. Серова и К.А. Коровина и в мастерской Д.Н. Кардовского в петербургской Академии художеств. Был одним из организаторов символистского объединения «Голубая роза», единственная выставка которого состоялась в 1907 в Москве. В 1904–1910 участвовал в выставках Московского товарищества художников и Союза русских художников. В 1911 стал одним из учредителей возрожденного «Мира искусства». В 1910–е много работал для театра: сотрудничал с литературно–артистическими кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов». Много и плодотворно работал в книжной и журнальной графике. В 1920 эмигрировал в Париж. Работал для театра «Летучая мышь» Н.Ф. Балиева, в 1922 вместе в труппой Балиева прибыл на гастроли в США и обосновался в Нью–Йорке. Работал как театральный сценограф. Сотрудничал с балетмейстерами Д. Баланчиным, В.Ф. Нижинским, М.М. Фокиным. В 1934–1935 в Голливуде работал над постановкой фильма «Воскресение» по роману Л.Н. Толстого. От ранних символистских работ 1900-х Судейкин в 1910–х ушел в сторону более примитивистской, стилизаторской концепции живописи и оформления, опирающейся на традиции русского лубка, вывески, расписной игрушки.
Произведения художника находятся ГТГ и ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, ГРМ, Бруклинском музее в Нью–Йорке.

В отличие от большинства других «голуборозовцев», Судейкин (не без влияния своего друга К. А. Сомова) исповедовал некий «иронический символизм», превращая свои картины в живописные лубки на темы искусства, фольклора, либо «прекрасной старины» (Гулянье, 1906, Третьяковская галерея; В парке, 1907; Балет, 1910; обе работы — в Русском музее; серия собственно лубков Масленичные герои, середина 1910–х годов). Эти красочные, почти что кукольные мини–спектакли с подчеркнуто «ненастоящими» фигурками и антуражем стали связующим звеном между его живописью и сценографией.
В 1920–е годы Сергей Судейкин жил сначала во Франции, а затем перебрался в США. В эмиграции он был известен прежде всего как театральный художник, но продолжал заниматься станковой живописью. Представленные на аукционе работы, по–видимому, были выполнены в то время, когда Судейкин сотрудничал с театром Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». Практически все постановки Балиева посвящены России — ее истории, ее фольклору, ее быту и сказкам. На сцене оживали картины, лубки, статуи, артисты превращались в кукол, а куклы в артистов, но все это был мир русской ярмарки, балагана, веселья. Как и Кустодиев в советской России, Судейкин в 1920–е годы в эмиграции продолжает писать старый, утраченный мир родины, придавая ему все более гротескные черты.