ENGLISH



Адливанкин Самуил Яковлевич (1897–1966)

Живописец, график, сценограф
Из семьи служащего. Учился в Одесском художественном училище (1912–1917) на живописном отделении у К. К. Костанди, в Государственных свободных художественных мастерских в Москве (1918–1919) у В. Е. Татлина.
В 1919–1921 командирован Отделом ИЗО Наркомпроса в Самару в качестве уполномоченного по организации Самарских ГСХМ. С 1919 — руководитель художественной секции губернского комитета по культуре. В Бузулуке под Самарой организовал артель художников, занимавшуюся агитационно-оформительским искусством. Исполнял плакаты, росписи клубов.
В 1921 жил в Москве. Выполнял портреты, пейзажи, натюрморты, тематические картины. В конце 1910 — начале 1920-х прошел через увлечение кубизмом и конструктивизмом, создавал работы в духе примитивизма. Автор живописных произведений: «Натюрморт» (1920), «Трамвай Б», «Перед отъездом на фронт», «Портрет моих родителей» (все — 1922), «Русаковский трампарк» (1928), «Ликвидируем прорыв», «Герои у них», «Герои у нас (Ударник)» (все — 1930), «Голосуют за исключение кулака из колхоза», «Состязание юных авиамоделистов» (обе — 1931) и других.
В 1923–1928 сотрудничал с издательством «Молодая гвардия»; делал рисунки для журналов и газет: «Военный крокодил», «Лапоть», «Красная газета», «Безбожник у станка», «30 дней», «Рабочая газета», «Искусство». В середине 1920-х сблизился с кругом журнала «ЛЕФ»; выполнял плакаты и политические карикатуры. Создал иллюстрации к книгам: «Рикша из Шанхая» Н. Я. Агнивцева, «Ледяной дом» И. И. Лажечникова (1928), «Тупик-Шлюпик» Л. Веприцкой (1928), «Первый топор» М. Башенева «(1929), «Гектор Сервадак» Ж. Верна (1929) и другим.
Участвовал в оформлении кинофильмов «Чашка чая» (1927) и «Трое с одной улицы» (1936) Н. Г. Шпиковского на киностудиях «Межрабпом-Русь» и «Союздетфильм».
Занимался монументальным искусством. По заказу Моснарпита работал над декоративными панно для фабрик-кухонь в Филях и на Можайском шоссе (начало 1930-х). Выполнил панно «Встреча героев Хасана с колхозниками Дальнего Востока» и «Приезд переселенцев в Приамурский край» для павильона «Дальневосточный край» на ВСХВ (1938–1939).
В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Свердловске (1942–1943), в конце 1943 возвратился в Москву.
Член-учредитель общества НОЖ (1921–1924), член ОСТ (1930–1931, в выставках участия не принимал), «Изобригада» (1931–1932).
С 1917 — участник выставок (Общества независимых художников в Одессе). Экспонент выставок: «Антиимпериалистическая выставка, посвященная международному Красному дню», «Искусство третьего, решающего года пятилетки» (обе — 1931), «ХХ лет РККА и Военно-Морского флота» (1938), Всесоюзных художественных выставок (1939 — «Индустрия социализма», 1942 — «Великая Отечественная война», 1946, 1950) в Москве; «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932–1933); «XV лет РККА» в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове (1933–1935); «Урало-Кузбасс» в Уфе (1935) и других. Участник ряда выставок советского искусства за рубежом, в том числе в Амстердаме (1923) и Лондоне (1934). Член МОССХ (МССХ — МОСХ; с 1932). Провел персональные выставки в Москве (1932, 1961).
Преподавал в средних школах, в детской колонии в поселке Ильинское Московской области (1921–1922).
Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.

ВСТРЕЧА. ВСТРЕЧА.

1940-e
Холст / масло
80 x 63 см

19 мая 2012, Аукцион  "Русское и советское искусство", ЛOT 65
 
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ. ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ГОР. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ. ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ГОР.

1949
Холст / масло
73 x 60 см

19 мая 2012, Аукцион  "Русское и советское искусство", ЛOT 67
 
СЕМЬЯ. СЕМЬЯ.

1937
Холст / масло
80 x 66 см

19 мая 2012, Аукцион  "Русское и советское искусство", ЛOT 66
 
ЗИМНИЕ СОРЕВНОВАНИЯ НА МОТОЦИКЛАХ ЗИМНИЕ СОРЕВНОВАНИЯ НА МОТОЦИКЛАХ

1936
Бумага / см.техника
32 x 50 см

18 июня 2011, Аукцион  "Русское и западноевропейское искусство", ЛOT 68