ENGLISH



Светославский Сергей Иванович (1857–1931)

В русской пейзажной живописи конца XIX века имя Сергея Ивановича Светославского являлось одним из наиболее значительных. За два десятилетия творческой деятельности он прочно утвердил за собой место выдающегося мастера большого реалистического пейзажа-картины. Присущий ему демократический пафос, уверенное живописное мастерство, стремление глубже проникнуть в сокровенную жизнь природы ставят Светославского в один ряд с лучшими русскими пейзажистами.

Связь художника с русской школой живописи была органична. В 1874 году семнадцатилетним юношей он покинул родной Киев и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у В.Г. Перова, А. К. Саврасова и В.Д. Поленова. Его товарищами по училищу были Исаак Левитан и Константин Коровин.

Картины Светославского, в которых огромную роль играет передача света и воздуха, отличались уже в годы учебы новизной восприятия природы. Молодой живописец много и успешно работал на натуре, выбирая подчас самые непритязательные мотивы. "Изображение простой и неказистой русской природы, утверждение ее красоты, выразительности, ее внутренней содержательности приобрели эмоциональность и непосредственность живописного решения на основе пленэра и "правды видения", - писал А.А. Федоров-Давыдов.

С 1884 года Светославский постоянно жил в Киеве. Он вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок, войдя в круг талантливых украинских художников-единомышленников - В.Д. Орловского, С.И. Васильковского, К.К. Костанди. К 1890-м годам в творчестве С.И. Светославского определяется два типа пейзажа: камерно-лирический и эпический, отличающийся широтой панорамного видения, значительностью образного содержания. Живописец передавал бесконечную изменчивость состояния природы, многообразие человеческой деятельности.

В картине "Половодье" С.И. Светославский по-своему тепло, любовно и непосредственно передал поэтичность скромного мотива обжитой человеком природы, давая возможность непосредственно ощутить атмосферу ранней весны и связанное с ее приходом радостное светлое настроение. Вместе с тем художник сумел придать пейзажу зрелищность благодаря широте пространственного охвата. Картина написана в приглушенной, обобщенной цветовой гамме.

1900-е годы стали для художника временем напряженных, творческих поисков формы, способной противостоять этюдности, все более проникавшей тогда в пейзажную живопись. С.И. Светославский, также как И.И. Левитан, М.В. Нестеров и другие художники, мечтавшие о создании "выставок нового типа", вышел из состава товарищества. Он начал экспонировать свои работы на выставках объединения "Мир искусства" (1901 - 1902) и "36 художников" (1902).

Вся жизнь художника была наполнена творческими исканиями. Он вписал интересную, яркую страницу в историю развития русской пейзажной живописи, связанную с формированием новых принципов реализма и расцветом лирического пейзажа. Работы Светославского хранятся в крупных музейных собраниях - ГТГ, ГРМ и на его родине в Киевском музее украинского искусства.

УВЛЕКЛИСЬ. Конец XIX – начало XX века УВЛЕКЛИСЬ. Конец XIX – начало XX века


Холст, картон / масло
30 x 38 см

23 апреля 2011, Аукцион  "Аукцион №100", ЛOT 24