ENGLISH



Теодор Руссо (1812–1867)

С именем Теодора Руссо (1812–1867) и других художников, работавших в Барбизоне, связан
расцвет французского пейзажа. Опираясь на традиции голландских живописцев XVII века,
эти мастера создали взамен условных, идеализированных и лишенных национального свое-
образия ландшафтов новый тип пейзажа, простой и вместе с тем поэтичный. Барбизонцы
вдумчиво изучали жизнь природы, находя идеал в ее скромной красоте. Они стремились
правдиво передать колорит, световоздушную среду, а для этого вышли на пленэр, что для их
времени было весьма необычным шагом. Они открыли красоту сельской Франции — кра-
соту благожелательной к человеку природы.
Руссо много путешествовал по Франции, он хотел, по его словам, «сделаться художником
своей страны». Первой картиной, принесшей ему известность, был «Вид в окрестностях
Гранвиля» (1833, ныне хранится в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Художник
сумел увидеть поэзию в самом обыденном пейзажном мотиве, изобразив размытую дорогу,
редкий кустарник, фигурки людей, идущих по своим делам. Придавая композиции большое
значение, Руссо вместо характерных для классического пейзажа кулис оставляет пространс-
тво переднего плана открытым; часто на нем изображены дорога или тропинка, уводящая
в глубину и словно приглашающая зрителя мысленно войти в картину. Руссо ввёл понятие
«интимного пейзажа», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло. «Если
бы я был королем, — говорил художник, — я внес бы поэзию в жизнь нации, я поднял бы
низшие классы, отупевшие, изуродованные нищетой, и, восстановив красоту человека, я вер-
нул бы ему естественное окружение — пейзаж и небо».

ПЕЙЗАЖ С РЫБАКОМ ПЕЙЗАЖ С РЫБАКОМ


Картон / масло
40 x 44 см

25 ноября 2010, Аукцион  "Русское искусство", ЛOT 21