ENGLISH



Граф Муравьев Владимир Леонидович (1861–1940)

Владимир Леонидович Муравьев был сыном герольдмейстера Леонида
Михайловича и внуком первого графа Муравьева, получившего свой титул за подав-
ление восстания в Польше.
Владимир Муравьев отринул блестящие карьерные перспективы ради служения
искусству. Он в 1881 году бросил Пажеский корпус и записался вольноприходящим
учеником в петербургскую Академию художеств. Не испытывая нужды в средствах,
Муравьев вел жизнь гуляки и повесы, ни в чем себе не отказывая. Он с детства
обожал охоту и отдавал своему увлечению все свободное от гулянок время.
Женился он на Вере Фёдоровне Комиссаржевской, ещё состоя учеником
Академии, ещё не получив ни признания, ни более-менее нормального образования.
В жене он хотел обрести обыкновенную светскую супругу: красивую, скромную,
занимающуюся домом и детьми, пока муж ведет светскую жизнь. Однако Вера
Федоровна мыслила свой брак по-иному: она искренне собиралась служить искус-
ству в лице мужа, собиралась сопровождать его на этюдах, вдохновлять и совето-
вать, а он искренне был убежден, что женщине в искусстве, как и на охоте, не место.
Жена упрекала его в том, что он готов ради очередной гулянки бросить незакон-
ченную картину, «предать искусство ради праздности» — то, что она ненавидела
всю оставшуюся жизнь.
Своеобразным итогом расставания с Верой Федоровной стала первая картина
Муравьева на выставке. В это же время Муравьев находит себе нового куми-
ра — пейзажиста Юлия Клевера.
Владимир Муравьёв к тому времени бросил Академию художеств, поскольку
считал, что там его ничему не смогут научить, и быстро добился успеха — в том
числе и коммерческого — своими пейзажами, в которых сочетал виртуозную тех-
нику и новые сюжеты: природа Крайнего Севера, сказочные зимние пейзажи и осо-
бенно прославившие автора лесные закаты. Однако граф Муравьев писал не толь-
ко закаты «в духе Клевера», но и разработал собственную нишу — сцены охоты,
полные романтики и глубокого знания охотничьих премудростей и повадок живот-
ных. Недаром его поклонниками были в основном представители дворянской
верхушки, так же отдававшие дань этому увлечению, вплоть до царской семьи.
Творческая биография Муравьева не знала взлетов и падений, не увлекался он
и новомодными течениями. Даже после 1917 года Муравьев продолжал писать
тетеревиные тока и медвежьи охоты, лишь сменив подпись с «Графъ Муравьевъ»
на просто «Муравьев», да возводя свой род не к укротителю Польши, а к извест-
ному декабристу. Во время гражданской войны он оказался в Ростове-на-Дону, где
Климент Ворошилов, сам страстный охотник, устроил его художником в красно-
армейскую военную часть. В 1922 году он работал в Драматическом театре.

ЛИСЬЯ ОХОТА НА УТОК ЛИСЬЯ ОХОТА НА УТОК

1905
Бумага, картон / гуашь
28 x 92 см

19 июня 2013, Аукцион  "Русское и советское искусство", ЛOT 12
 
ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ С ЛИСИЦЕЙ. Начало XX века ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ С ЛИСИЦЕЙ. Начало XX века


Картон / см.техника
37 x 16 см

25 ноября 2010, Аукцион  "Русское искусство", ЛOT 19
 
НА ТЕТЕРЕВИНОМ ТОКУ НА ТЕТЕРЕВИНОМ ТОКУ

1906
Бумага / см.техника
64 x 43 см

25 ноября 2010, Аукцион  "Русское искусство", ЛOT 20