ENGLISH



Ротанов Николай Михайлович (1940–2010)

Николая Ротанова безусловно можно причислить к наследникам
исторического авангарда. Черпая сюжеты в повседневной жизни, мас-
тер ставил себе сложные формальные задачи, в решении которых
прибегал к широкому спектру технических приемов и стилистических
направлений.
Окончив в 1966 году Художественно-графический факультет МГПИ,
молодой художник стал перед выбором – иллюстрировать книги и жур-
налы «как все» или же погрузиться в творческий поиск. Не каждому в те
горы хватало смелости не принять насаждаемые принципы социалисти-
ческого реализма.
В своём раннем творчестве Николай Михайлович Ротанов пошел по
пути русского символизма, стремясь наполнить его новым содержани-
ем. Уже в его ранних произведениях, таких как «Сказка» и «Стадион»,
можно увидеть влияние «Голубой розы».
В дальнейшем, постижение мастеров раннего русского авангарда,
поиски «чистого цвета», работа пятнами, вариациями цвета, а также
углубленное изучение искусства Африки и Дальнего Востока неизбеж-
но подготовили поворот в творчестве Ротанова к абстрактным компози-
циям. Разрабатываемая им долгие годы художественная система осно-
вывается на единстве языка абстрактной живописи и чистой поэзии.
Графические композиции, образы которых возникают и прорастают из
продуманной авторской компоновки цвета и линии, резонируют с пост-
роением звукоритмов в поэзии Д. Бурлюка, А. Крученых, Г. Айги.
После того как мастер оформил ряд самиздатовских сборников
«левой» поэзии, его работы перестали принимать на официальные
выставки. Прокормить семью позволяла лишь работа в Заочном
Народном университете искусств и в изостудии ДК Московского
Энергетического института. Вновь обрести хотя бы ограниченный круг
зрителей художник смог в середине 1980-х в рамках краткосрочных
творческих показов экспериментальных работ членов МОСХа, где в
числе прочих демонстрировались произведения московских нонкон-
формистов Э. Булатова, И. Чуйкова, Г. Брускина, Л. Пурыгина.
Важной вехой своего пути Ротанов считает выставку «Научно-
технический прогресс и искусство» (Москва, ЦДХ, 1986), где он был
представлен в одном ряду с классиками авангарда – В. Татлиным,
А. Древиным, А. Экстер, А. Тышлером, А. Родченко и др. – и с такими
современниками, как Ю. Злотников и Д. Плавинский. С этого момента
Ротанов регулярно участвовал в групповых выставках, в том числе за
рубежом. Именно там сегодня находится обширный пласт его творчест-
ва. Первым коллекционером работ Ротанова стал Георгий Костаки,
однако в постсоветские годы немало произведений, которые сам автор
считал лучшими, «ушли» за границу, и нынешняя их судьба неизвестна.

ПРИВЕТ ИЗ КРЫМА ПРИВЕТ ИЗ КРЫМА

1980
Холст / темпера
124 x 94 см

7 октября 2010, Аукцион  "Русское Искусство", ЛOT 50