ENGLISH



Окороков Валентин Михайлович (1891–1974)

Валентину Михайловичу Окорокову судьба предоставила большую твор-
ческую жизнь. Обучаясь в техническом вузе, он понял, что хотел бы заниматься
изобразительным искусством. Но специального образования Окороков не
получил, Первая мировая война и революция оторвали молодого художника от
творческих задач. По возвращении в Москву он стал работать в мастерской
В. Татлина.
Студент Родченко и Татлина, казалось, должен был стать конструктивистом.
Но, подружившись с Малевичем, Окороков воспринял как руководство к дейс-
твию одну из фраз Мастера: «вещи исчезли, как дым». Художник отказался от
традиционной предметной живописи, доверяя не линии, а цвету.
Много лет он был почти лишен общения с единомышленниками и в одино-
честве создавал свой мир, свою философию. Если в 1920–1930-е годы
Окороков разрабатывал характерные для того времени темы движения форм в
безграничном пространстве, сверхскоростей, отрыва от земного притяжения,
то в беспредметном искусстве его увлекала возможность выхода через малое
к великому, от микрокосмоса к макрокосмосу, к открытию величия мысли, к
откровению. Эти идеи оказались актуальными в 1950-е годы, когда возникла
студия Э. Белютина. В студии молодых художников, которые развивали акту-
альное искусство, Окороков был на полвека старше основной части учащихся.
Если студийцы стремились возродить утраченный авангард, то Окороков про-
должал авангардную линию ту самую, которая начиналась с Малевичем,
Татлиным, Родченко.

МАСКА НА МАСКАРАДЕ МАСКА НА МАСКАРАДЕ

1961
Бумага / гуашь


7 октября 2010, Аукцион  "Русское Искусство", ЛOT 49